Осибана (oshibana) – живопись хрупкими красками

 

 Весна порадовала нас юной зеленью и нежным цветением садов. Впереди – долгое буйное лето с разнообразием природных красок. Самое время запастись впрок растительным материалом и освоить новое направление декоративно-прикладного творчества – прессованную флористику или осибану. 

 

Новое – это хорошо забытое старое

Более шести веков осибана (в русскоязычном варианте используется также термин «ошибана») практикуется в Японии. Давным-давно, наряду с искусством владения мечом, живопись прессованным флористическим материалом являлась частью самурайской философии самосовершенствования. Суровые восточные мастера владели техникой вхождения в особое душевное состояние (сатори), переживали удивительные ощущения гармонии с природой и окружающим миром, а затем фиксировали их на подходящей основе. Средством для передачи авторских мыслеформ служили сухие растения - из них выкладывались настоящие живописные полотна. Говорят, что были она настолько хороши, что каждый, кто впоследствии любовался шедеврами, мог уловить отзвуки мимолетного сатори, некогда пережитого мастером-самураем.

По мере сближения Западной культуры с Восточной, искусство осибаны просочилось в страны Старого Света, очаровало Европу. Оттуда, следуя за переселенцами-нуворишами, попало в Америку. Долгое время изящные картины из прессованных растений, созданные руками благородных барышень, украшали интерьеры домов по обе стороны Атлантики. А затем постепенно исчезли.

Очередной всплеск мирового общественного интереса к осибане произошел в конце прошлого века. Нынче же этим искусством увлечены уже миллионы. И с каждым годом мастеров прибывает.

 

В соавторстве с природой

«Остановись, мгновенье – ты прекрасно!» Как часто мы повторяем эту фразу, глядя на причудливый завиток едва проклюнувшегося ростка или распустившийся бутон? Природа – идеальный художник. Совершенство заключено в каждом изгибе стебля, в каждом оттенке отдельно взятого лепестка. Это готовый материал для творчества.

Формы, фактуры, колеры – нет предела фантазии. Голубые незабудки напомнят о летнем безоблачном небе, васильки – о синеве прохладной воды. Тополиный пух вернет воспоминания о зиме или навеет мысли о мягкости утренней дымки первого осеннего дня. Резной лист папоротника вдруг перевоплотится в кипарисовую рощу, а луковая шелуха станет… частью Великой Китайской Стены. Почему бы и нет?

Не обязательно быть дипломированным художником, чтобы заниматься прессованной флористикой. В осибане главное – сатори. То есть чувства, креативные ассоциации и субъективное мироощущение в данный момент времени. А в остальном можно просто положиться на природу: она сама подскажет сюжет, композицию, поможет с выбором составных частей для будущего шедевра.

 

Несколько слов о прессах

Мастера, посвятившие себя искусству осибаны, используют в работе «тяжелую артиллерию» - специальные массивные прессы для засушивания растений. Но это вовсе не означает, что приобщение к древнему ремеслу следует начинать с приобретения громоздкого станка. Для начала вполне сгодится мобильный импровизированный вариант: два кирпича, обтянутых тканью. Между ними вкладывается растение, обернутое в пористую бумагу, дополнительно перекладывается салфеточными слоями, сверху помещается груз. Готово! Остается только менять прослойки по мере их увлажнения.

Собственно, можно обойтись и без кирпичей. В каждом доме найдется пара-тройка увесистых фолиантов, словно специально созданных для прессования цветов. Растения помещаются между книжных страниц, сверху прижимаются чем-нибудь достаточно тяжелым. Правда, так достаточно проблематично сушить крупные соцветия, мясистые стебли и наполненные влагой кожистые листья.

Экспресс-вариант: высушивание горячим утюгом. Объект помещается между газетных полос и проглаживается. Лишняя влага выпаривается без проблем. А для некоторых растений (например, для цветов василька) – это вообще предпочтительный способ, позволяющий сохранить красивый цвет лепестков.

 

Важные мелочи

Вода и прямые солнечные лучи – злейшие враги осибана. На свету флористические материалы выгорают, в помещениях с повышенной влажностью – жухнут, буреют. Да и время не идет им на пользу. Большинство сухих растений с годами теряют цветовую насыщенность. Эту особенность мастера стараются учесть заранее, еще до начала создания композиций.

Дольше всех (до нескольких десятилетий) сохраняют природные краски маргаритки, дельфиниум, мать-и-мачеха, астры, пионы. Самые нестойкие – флоксы, лютики, анютины глазки и тигровая лилия. Черемуха, розы, жасмин, бархатцы и ромашки способны «продержаться» с десяток лет и относятся к категории среднестойких.

Конечно, разработаны специальные эффективные технологии по продлению срока хранения осибана-шедевров. В частности, используются герметичные вакуумные рамы, не содержащие воздуха за стеклом. Тем не менее, следует признать, что искусство прессованной флористики далеко не вечно. А может как раз в этой природной сиюминутности и заключается ее волшебная притягательность? Постой мгновенье…

 

Подготовила Ольга Ситникова

 

Фото взяты из интернета