Тройное интервью: Вы еще не пробовали полимерную глину?

Чуть больше года назад открыла я для себя новый неиссякаемый источник самореализации – рукоделие. Попробовала сначала одно, потом другое. Но вот однажды проснулась и решила относить себя все-таки к числу скраперов.

 

Хотя оставали вопросы, что же делать, скажем, с моим интересом к декупажу? Ведь очень хочется и кисточкой периодически помахать, но скрапбукинг тем не менее увлек как-то сильнее. И тут я поняла: не надо заниматься одним видом рукодельного творчества вместо другого, надо заниматься обоими видами сразу.

Сегодня каждая вторая моя страничка или открытка не обходятся без декупажа. Это очень удобно, ведь на салфетки нанесены уникальные рисунки и красивые мотивы, а можно самостоятельно при помощи принтера и слоя салфетки нанести рисунок, взятый из Интернета, или фразу с интересным шрифтом. Но я вовсе не собираюсь на этом останавливаться. С каждым днем крепнет и крепнет мое желание научиться работать с полимерной глиной и делать авторские украшения для моих скрап-страничек. Вот только когда видишь идеальные творения опытных мастериц и то, что творят с пластикой мои неумелые руки, охватывают сомнения: смогу ли я? И, конечно, дело не обходится без этих бесконечных вопросов рационального человека. Может, проще купить готовые украшения? Может, заказать фимо-палочки (прим. - специальные штанги длиной 5 сантиметров и диаметром от 3 до 5 мм, которые нарезаются поперек в форме кружочков или полукруга) у того, кто действительно умеет их делать?

 

Набираемся смелости

Где набраться уверенности в собственных силах, как не у настоящих мастериц? Нигде.

Именно по этой причине я решила поговорить с теми, чьи работы поражают аккуратностью и совершенством. А это:

 

Ирина Гриневич (Floren) – белорусская мастерица, умеющая передать в своих работах природное совершенство флоры. Ее цветы из полимерной глины никогда не завянут и украсят ваши руки, шею, ушки или волосы. Цветы Ирины настолько реально выглядят, что хочется их понюхать.

  

Анастасия Иванова (slonik13) – белорусская мастерица, автор удивительных кукол из пластики. Хотя этим ее таланты вовсе не ограничиваются. Но об этом позже.

 

Ирина Чепикова (Safo) – российская мастерица, работающая с пластикой и обучающая этому искусству других. Ирина автор известных на пространстве Интернета мастер-классов по лепке украшений для скрапбукинга.

 

Девушки, расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось: когда и как вы узнали о полимерной глине.

Ирина Гриневич (И.Г.): Мое знакомство с полимерной глиной произошло не так давно, года полтора назад. До этого я занималась вязанием исключительно для себя и своей семьи. На полимерной глине остановилась чисто случайно, вначале купила ее для общего развития своей дочери, а потом, помогая ей в ее рукоделках, сама заинтерисовалась этим материалом. Нужно сказать, что к прекрасному меня тянуло с детства и я довольно неплохо рисовала, хотя в художественной школе и не довелось учиться. В более сознательном возрасте всячески пыталась применить свои навыки в быту, поэтому когда я увидела свойства полимерной глины и поняла, где ее можно применить, интерес к ней возрос в несколько раз.

 

 Заколка Ирины Гриневич «Свежесть»

 

Анастасия Иванова (А.И.): Изначально я познакомилась именно с куклами, а благодаря им - с полимерной глиной. Несколько лет назад я совершенно случайно попала на отчетную выставку учеников мастерской авторской куклы Ирины Рожко и была просто поражена увиденным. Под впечатлением записалась на курс по авторской кукле из запекаемой полимерной глины... и затянуло. Соответственно, моим первым произведением из полимерной глины была именно кукла.

 

Авторская кукла Анастасии Ивановой «Баба-Яга»

 

Ирина Чепикова (И.Ч.): Цветы из полимерной глины впервые увидела на просторах Интернета. Сразу подумала, что это выдумка и сделать ТАКОЕ руками невозможно. Потом увидела розы из Deco в скрап-открытках, и стала искать информацию, как их можно сделать самой. Оказалось, что это доступно любому, нужно только освоить технику.

 

Открытка Ирины Чепиковой. Цветочная композиция выполнена из пластики

 

Не стесняясь, спрашиваю у девушек, а есть ли смысл во всем этом.

Ирина, все ваши работы носят исключительно флористический характер. Не видела на ваших украшениях ни фруктов, ни пирожных из пластики. Так было всегда? Почему вас потянуло во флористику и почему именно рукодельную? Не хотелось заняться работой с живыми цветами?

И.Г.: Да… Флористика - это вообще волшебное слово для меня, так как цветы люблю во всех их проявлениях. Всегда хотелась заниматься цветами. Нужно сказать, что с большим удовольствием и рвением я занимаюсь и живыми цветами на своем дачном участке. К цветам тянуло всегда. Поэтому и не удивительно, что это отразилось на моих работах из полимерной глины.

Ирина, а почему вы в своих скрап-работах зачастую используете элементы из пластики? Не проще ли купить готовый декор?

И.Ч.: По профессии я - флорист, поэтому очень придирчива к выбору цветов: выбираю цветы нужного оттенка и размера. У меня много бумажных и искусственных цветов, но очень часто они не подходят к определенной работе. Особенно не хватает орхидей небольшого размера с нежной окраской лепестков. Поэтому легче их слепить, а затем использовать в работе.

Тяжело поверить, что слепить - легче… На ваш взгляд, любой может освоить этот вид рукоделия? Вы посещали какие-нибудь курсы, или, может быть, у вас есть художественное образование?

И.Г.: Этот вид творчества и рукоделия доступен всем, я в этом нисколько не сомневаюсь. Если у вас есть интерес, желание и жажда творить, то все получится. В начале своего творческого пути я познакомилась с работами замечательной мастерицы из Екатеринбурга. Ее работы меня настолько потрясли, что я в частном порядке взяла у нее несколько онлайн-уроков. Она просто вдохнула в меня уверенность с первого же урока.

 

Свадебный комплект урашений «Анжелика» от Ирины Гриневич

 

И.Ч.: Научиться лепить цветы может каждый, надо только БОЛЬШОЕ желание и терпение. По опыту прошедших мастер-классов знаю, что все хотят сразу вылепить красивую розу или изящный подснежник. В общем все просто, но все-таки нужен навык. Лично я училась по мастер-классам из Интернета. До цветов лепила куклы, но там совсем другая техника, а керамическая флористика намного проще и доступнее.

 

Задекорированная Ириной Чепиковой коробка конфет «Приглашение к чаю» с цветами из полимерной глины

 

А.И.: Да, у меня есть художественное образование, и оно, конечно же, мне очень помогает. Но я не считаю, что создание авторской куклы доступно только людям с художественным образованием. Мне кажется, что, в первую очередь, нужно обладать пространственным мышлением, это необходимо для лепки кукол. А еще очень большим терпением - и тогда обязательно все получится.

 

 Авторская кукла Анастасии Ивановой «Привет, подружка»

 

Настя, но слепить куклу мало, ее еще нужно как минимум одеть. А в дополнение к вашим куклам идут зачастую расписаные подушки, животные из валяной шерсти, вязаные игрушки… Кажется, нет предела вашим талантам. Когда вы успеваеете осваивать все эти техники? И кто вам в этом помогает? Мастер-классы? Частные уроки? Интернет?

А.И.: На самом деле очень многие навыки передала мне мама. Она тоже очень творческий человек, благодаря ей я почти с рождения окружена рукоделием. Все, что касается шитья и вязания - это в первую очередь от нее. Ну и, конечно же, Интернет нам всем в помощь. Основы валяния я осваивала именно так. А все, что касается рисования и росписи, - так это моя основная профессия. А вообще, многие техники можно освоить, имея желание. А, как правило, когда есть замысел, желание есть и еще какое!

 

Авторская кукла Анастасии Ивановой «Витебску посвящается. Сны о любимом городе»

 

С чего начать?

Девушки, я уверена, что те, кто пока еще не загорелся желанием обрести навыки работы с пластикой, после прочтения этой статьи и знакомства с вашими работами тоже очень захотят сделать такую красоту, как вы, но не будут знать, с чего начать. Что вы посоветуете?

И.Г.: Всем, кто хочет творить красоту, могу дать один простой, но действенный совет - ДЕРЗАЙТЕ! Выберите хорошего мастера и возьмите у него несколько уроков. Как правило, затраченные средства покрываются с лихвой, так как вы меньше тратите времени и портите материалов на начальном этапе. Результат не заставит себя долго ждать. Как правило, на таких уроках мастера щедро делятся своими секретами. Ну а если на данном этапе вы не можете позволить себе такую роскошь как частный урок, то можно попробовать поучиться самим, благо в Интернете сейчас размещено очень много уроков.

И.Ч.: Начинать обучение лучше всего с сирени и постараться слепить столько цветов и бутонов, чтобы хватило на небольшую ветку (штук 50-60). Это очень кропотливая работа, но зато новичок почувствует глину, научится основам лепки, которые нужны при работе над любым цветком. Затем можно слепить мак, а после - розочку. Лично для меня самым трудным цветком оказалась ромашка (когда из капли раскатывается бочонок, а потом разрезается на лепестки). А вот пример из личного опыта. Когда я проводила мастер-класс, то девочки из нашего скрап-клуба сначала лепили розу и из 12 человек никто не смог ее сделать - сказали, что это очень сложно и это не для них. На следующий мастер-класс по лепке орхидеи пришли только 2 человека... Орхидея получилась у всех, хотя и она считается одним из самых сложных цветков. Наверное, так получилось потому, что для лепки розы используются только руки и стек (прим. – инструмент для лепки), а для орхидеи - формы и фактуры.

А.И.: Я бы посоветовала позаниматься с педагогом. То, что дает такого рода обучение, не сравнить ни с одним заочным мастер-классом. И, конечно же, ничего не бояться и не огорчаться, если с первого раза не получится все идеально.

Кстати, о педагогах. Ирина, насколько мне известно, вы не только сами занимаетесь рукоделием, но и даете другим уроки. Сколько занятий в среднем необходимо человеку, чтобы научиться лепить реалистичные розы из пластики, например?

И.Ч.: Чтобы научиться лепить мелкие цветы для открыток, времени надо немного. Например, веточку яблони можно слепить за один вечер, на следующий день покрасить и собрать. Но если вы хотите научиться лепить реалистичные цветы для больших работ, композиций, то понадобится много времени. Весной я проводила 6-дневный семинар для преподавателей дополнительного образования. Занимались с 10 до 18 с небольшим перерывом на обед. В первый день все очень устали, болела спина и руки, настроение у всех упало. Оказалось, что не все так просто, как казалось с первого взгляда. Обучение лепке очень похоже на обучение игре на фортепиано - постановка руки, движение пальцев, нажим на стек. Но потом все пошло легче и, когда появились навыки и готовые цветы, лепка стала доставлять удовольствие. Поэтому мой совет: не останавливайтесь при первых трудностях, помните, что хороший цветок получится не с первого раза, а с третьего (может и с пятого или с десятого). И чем больше вы слепите, тем легче и приятнее будет сам процесс.

 

Скрап-коробочка от Ирины Чепиковой, украшенная цветами и камеей из полимерной глины

 

С какими трудностями или, может быть, ошибками вам чаще всего приходится сталкиваться в качестве преподавателя рукоделия?

И.Ч.: Как преподаватель по керамической флористике я имею маленький опыт, поэтому учусь на собственных ошибках. Лично я училась самостоятельно, работая вечерами, поэтому сложно представить, сколько времени надо новичку для освоения техники создания определенного цветка. Также сложно определить, с какого цветка лучше начать. Мне казалось, что лепка подснежника очень легкая, но на самом деле ученицам она далась с большим трудом. Посоветовавшись с участниками семинара, я пришла к выводу: начинать лучше с сирени, затем яблоня, крокусы, а потом только подснежники. Следующий этап - это пионы, розы. Сначала всем хотелось орхидей, но не освоив технику лепки простых цветов, за орхидеи лучше не браться. Правда, это мое личное мнение.

Настя, если честно, я не представляю, как вы создаете своих кукол. Работы продуманы до мелочей. У каждой куклы свое выражение лица и своя история в глазах. Просто невероятно! Как вы придумываете эти образы?

А.И.: Пожалуй, самый сложный вопрос. Трудно объяснить, как это происходит. На самом деле, я никогда не продумываю заранее куклу до последних мелочей. Сначала возникает какой-то образ, идея. Я набрасываю на бумаге эскиз, в основном для того, чтобы определиться с позой куклы. Берусь за лепку головы - это мой любимый процесс. Как правило, выражение лица куклы никогда нельзя предугадать заранее. У меня вообще складывается впечатление, что уже на этом этапе кукла начинает жить своей самостоятельной жизнью, и поэтому лица получаются не такими, как мне хочется, а как хочется куклам. И вот именно готовая голова начинает диктовать окончательный образ со всеми деталями.

О вдохновении

Ирина, как происходит процесс создания страничек/открыток? Что вас вдохновляет? Вы всегда заранее знаете, каким будет конечный результат, или иногда работы живут своей жизнью?

И.Ч.: Вдохновением для страничек служат сами фотографии и работы других мастериц. Сначала я стараюсь обдумать и представить страничку: какой будет цвет, расположение главных элементов. Часто делаю зарисовки, смотрю скетчи (прим. - схемы). Но результат получается немного другим, бывает, что совсем не таким, как я ожидала. Я принадлежу к тому типу людей, которые много обдумывают саму идею, и это мешает делать работы креативные, импровизированные.

Ирина, видела у вас в блоге заколки серии «Рапунцель», пользующиеся у заказчиков большой популярностью. Чем еще, кроме фильмов, вы вдохновляетесь?

И.Г.: О! С серией заколок «Рапунцель» была целая история. Эту идею подала мне заказчица, первую заколку я делала для ее племянницы, которая очень похожа на главную героиню мультяшки и которая просто обожает ее, 90% всех вещей у нее с изображением Рапунцель. Мне даже для этого пришлось посмотреть мультфильм, так как раньше я его не видела. Ну а потом пошло, поехало… стали приходить в голову другие идеи для этой серии. Все, как всегда, - случайно. Нужно сказать, я не люблю повторять свои работы, просто чешутся руки когда приходит в голову новая идея. А вдохновение приходит отовсюду, просто красивое фото цветов, просмотренный хороший фильм или взгляд упадет на красивое сочетание цветов.

 

 Заколка «Весна» по мотивам серии заколок «Рапунцель» от Ирины Гриневич

 

О заказчиках

Конечно, все свои рукодельные работы мы в первую очередь делаем для себя, любимых. Но ощущение полной удовлетворенности приходит лишь тогда, когда мы видим, что наши работы нравятся другим и что на них есть спрос.

Ирина, среднестатистический заказчик украшений из пластики – кто он? Что чаще всего заказывают?

И.Г.: Если говорить о какой-то статистике заказчиков, то для меня это трудно, так как я работаю в определенном флористическим стиле. Могу сказать, что украшения с цветами, конечно же, это украшения для особых случаев – свадьбы, выпускные вечера, корпоративы, юбилеи. Есть еще определенная группа заказчиков, любящих украшения в романтическом стиле. Можно выделить еще одну группу украшений - для детей. Эта категория заказчиков - мамы, которые обожают украшать своих деток.

Настя, заказчики авторских кукол – это всегда коллекционеры? Каков ценовой диапазон на белорусском рынке авторских кукол из пластики?

А.И.: Мои заказчики, как правило, не коллекционеры. В основном, это люди, которым хочется украсить свои интерьер либо сделать необычный подарок. О ценах на белорусском рынке мне судить достаточно трудно. Есть именитые мастера, у которых цены исчисляются тысячами долларов, и у них есть свои заказчики. Есть очень сложные трудоемкие проекты, которые тоже будут стоить дорого. Есть мастера поскромнее, тогда цены на порядок ниже.

 

Авторская кукла Анастасии Ивановой «Все, что осталось»

 

О чем мечтают богини?

Мечтами люди не очень любят делиться. Но, возможно, вы можете раскрыть читателям свои творческие планы на ближайшее будущее? Мне лично очень интересно, к чему еще может стремиться человек, который уже сегодня творит из глины не хуже самой природы, как Ирина Гриневич? Или создает таких живых человечков, как Анастасия Иванова? Или творит на грани техник, как Ирина Чепикова?

И.Г.: Я не люблю делиться своими планами и мечтами, есть такая поговорка: «Хочешь расмешить Бога - расскажи ему о своих планах». Могу сказать, что они есть, а предела совершенству, наверное, нет. Поэтому буду развиваться дальше.

 

Зажим для волос «Симфония орхидей» от Ирины Гриневич

 

А.И.: Я думаю, моя мечта не будет отличаться от мечты любого мастера-кукольника. Хочется, чтобы созданные мной куклы всегда находили новый дом и приносили радость своим владельцам.

 

Авторская кукла Анастасии Ивановой «Мамина шкатулка»

 

И.Ч.: Мечта одна - хватило бы времени и здоровья на осуществление новых проектов. Ведь каждый новый проект несет свежие идеи и желание сделать еще лучше, используя уже знакомые техники.

 

 

Скрап-украшение из пластики для странички от Ирины Чепиковой

 

И напоследок я скажу…

 

Пообщавшись с нашими прекрасными мастерицами, я поняла, что надо срочно искать себе преподавателя по пластике. Пусть меня научат. Начну, как посоветовали, с сирени. Впрочем, может сразу с куклы? Что нам? Море по колено!

 

Подготовила Марина Якубович