Татьяна Бембель: программа ИСТОРИЯ ИСКУССТВА РЯДОМ

27 февраля 2020 года с 19.00 до 20.30 состоится 7-я лекция цикла «Другая оптикА», в рамках программы "ИСТОРИЯ ИСКУССТВА РЯДОМ".

вход на лекцию свободный, но фейсконтроль, как всегда, имеет место быть.

На афише:

Глаз справа – фрагмент знаменитой «Сикстинской мадонны» Рафаэля Санти (1483-1520), которая хранится в Галерее старых мастеров в Дрездене (написана маслом на холсте в 1513-1514 годах) и считается одним из самых совершенных памятников итальянского Возрождения.

Глаз слева – фрагмент картины Джузеппе Арчимбольдо (1526-1593) «Корзина с фруктами», написанной маслом на деревянной панели около 1590 года. Изображение таит в себе фокус-перевёртыш: поставленная вверх ногами, корзина чудесным образом превращается в портрет.

Согласно гуманистическим идеям времени, которое называют Возрождением, взгляд созерцателя (слово «зритель» неточно для той эпохи) должен очищаться через процесс созерцания совершенства, отметая всё несовершенное и неидеальное. И в этой коррекции зрительской оптики и есть великая преобразующая миссия искусства, остающаяся религиозной миссией.

Идея воплотить идеальные ясность, гармонию, абсолютное равновесие в произведении живописи удалась Рафаэлю Санти - ярчайшему представителю римского классицизма начала XVI века, одному из самых прославленных художников не только Италии, но и всей европейской цивилизации. Сильнейшим контрастом работам Рафаэля и его философии служат причудливые оптические иллюзии Джузеппе Арчимбольдо, принадлежащего тому же веку, но другому поколению .

У нас, пассажиров XXI века, есть увлекательная возможность сравнить два оптических измерения XVI века , поскольку у нас есть преимущество дистанции и отстранённости. Это сравнение стоит провести хотя бы потому, что оптика нашего времени гораздо больше связана с этими системами, чем мы думаем: недаром «Сикстинская мадонна» остаётся магнитом, притягивающим взоры миллионов людей на протяжении столетий, а диковинные композиции Арчимбольдо после долгого забвения сделали его просто звездой искусства ХХ века, в творчестве которого некоторые критики и художники XX века усматривали предвосхищение сюрреализма.

г. Минск, пр-т Дзержинского, 57, 9 этаж.