Батик и все, что вы хотели о нем знать

Наверное, со времен появления первой ткани, людям хотелось ее чем-то украшать. Делалось это разными способами – переплетением цветных нитей (ткачество), вышивкой, крашением и, конечно же, росписью.

Из истории росписи по ткани

Роспись по ткани – это, пожалуй, один из немногих способов украшения, который, возникнув еще в глубокой древности, сумел сохранить свои традиции, приобрести новые воплощения и не потерять актуальности.

Само слово «батик» яванского происхождения и по некоторым данным происходит от слова «ambatik», дословно переводящегося как «ткань с небольшими точками». Корень «ba» - означает ткань, суффикс «tik» - маленькая точка, капля или создание точек.

Исследователи не могут точно сказать о месте и времени происхождения этой техники. Образцы окраски тканей с применением метода резервирования воском и различными растительными смолами впервые были обнаружены 1500 лет назад в Египет и на Ближнем Востоке. Похожие образцы также нашли в Турции, Индии, Китае, Японии и Западной Африке. Но, несмотря на их схожесть, большинство исследователей считают, что родиной батика все-таки является остров Ява, на котором эта техника развивалась несколько столетий и достигла наибольшего расцвета с технической и художественной точки зрения.

После того как в XVIII веке Индонезия стала голландской колонией, батик стал известен в Европе. Практичные европейцы модернизировали производство батика и превратили его в полупромышленный способ окраски тканей. Правда, в середине XIX века окраска тканей в технике батика была вытеснена английской ситцевой набойкой. Лишь в 1900 году после Парижской Международной выставки, где впервые после пятидесяти лет забвения были продемонстрированы широкой публике работы в технике батик, он снова вошел в моду в Европе, Англии и Америке. В середине XX века батик проник в дизайн. Сейчас в этой технике выполняются панно, декоративные ткани, шторы, ширмы, платки, галстуки и многое другое.

Как создается батик

Процесс создания настоящего яванского батика очень сложный и занимает много времени. Выполняется он на тонкой хлопчатобумажной ткани (она идеально подходит для нанесения воска), которую для начала подготавливают к росписи: в течение нескольких суток вымачивают в воде, отбеливают, стирают и сушат. Затем готовят специальный состав для резервирования – к обычному воску, который очень быстро застывает, добавляют разные пластичные вещества – воск мелких черных пчел или даммаровую смолу. Подготовкой к росписи традиционно занимаются мужчины, а затем работа переходит в нежные женские руки.

Мастерица садится пред натянутой на раму тканью, и специальным инструментом – чантингом – наносит рисунок. Чантинг похож на маленький медный чайничек с длинным тоненьким носиком на длинной деревянной ручке. Рядом с мастерицей расположен очаг, на котором стоит емкость с расплавленным воском. Чантингом она зачерпывает воск и как кистью наносит рисунок на ткань. Опытные мастерицы не пользуются предварительными рисунками – наносят узор на чистую ткань.

После нанесения воска ткань опускается в раствор красителя. Места, где нанесен узор, остаются белыми, а там, где воска нет, – окрашиваются. Ткань просушивается и снова натягивается на раму для нанесения воска. Затем снова погружается в краситель, но уже более темного тона. Таких операций производится до 10 и соответственно это занимает очень много времени – от нескольких дней до нескольких месяцев.

Индонезийский классический батик очень сдержан по цвету – все оттенки синего и коричневого. Это обусловлено как особенностями самой техники (окрашивание от светлого к темному), так и наличием естественных природных красителей – тропического кустарника индигоноски (насыщенный синий) и растения cora- (коричневый). Реже использовался и красный цвет – пурпур, - который добывался из морских брюхоногих моллюсков-иглянок. Но он был очень дорог и ценился буквально на вес золота из-за высокой себестоимости красителя (чтобы получить 200 граммов краски, нужно было добыть около 30 тысяч моллюсков) и поэтому ткани, окрашенные пурпуром, могли позволить себе носить только королевские особы.

 В настоящее время техника ручной росписи на Яве почти полностью вытеснена методом штамповки чап или чантинг-печать. Ажурный, из тончайшей проволоки штамп опускают в расплавленный воск, а затем плотно прижимают к ткани. Восковые линии, таким образом отпечатываются на ткани. Получившийся рисунок заливают красителем. Понятно, что изготовленный таким быстрым способом батик гораздо дешевле.

Виды батика

Существует несколько видов росписи тканей. Они различаются по способу резервирования. Рассмотрим четыре из них: узелковый, горячий, холодный, свободная роспись.

bagiravip.com

Узелковый батик

Узелковый батик можно считать одним из самых древнейших видов оформления ткани. Он был распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае, в Западной Африке.

Суть его состоит в том, что перед крашением ткань по предварительной задумке определенным образом складывается и плотно перевязывается жгутом. После этого ее окрашивают, промывают и развязывают жгут. Краситель не проникает в места перевязки (под нитками не окрашивается вообще, а в других местах окрашивается неравномерно), что и создает неповторимый узор на ткани . Чтобы получить более сложный рисунок, после первого крашения ткань сушат и, не развязывая первых узелков, завязывают новые. Затем окрашивают ткань в более темный цвет. Эту процедуру можно повторить несколько раз, только стоит учесть, что окрашивание ведется от светлого тона к более темному.

Горячий батик

Это вид батика, в котором резервирование участков ткани производится путем нанесения на ткань воска или специального состава на основе воска или парафина. «Горячим» он называется потому, что воск при помощи кистей или специального инструмента – чантинга - наносится на ткань в «горячем», расплавленном, виде. Место, покрытое воском, не впитывает краску и ограничивает ее растекание. После нанесения рисунка на ткань воск с поверхности удаляется. Существуют несколько видов горячего батика: простой батик (в одно перекрытие); сложный (в несколько последовательных перекрытий воском) и роспись «от пятна», когда перед нанесением воска на ткань сначала накладываются цветные разводы, а затем все окрашивается в более темный цвет.

Холодный батик

В этом виде батика контуры рисунка наносятся специальным резервирующим составом, который ограничивает растекание краски по ткани. Этот резервирующий состав делается на основе резинового клея, с добавлением очищенного бензина и парафина. Продаются и уже готовые составы. Они бывают бесцветными и цветными. Резерв наносится на ткань с помощью специальных инструментов – стеклянных трубочек или тюбиков. После полного высыхания линии наносится краска.

Свободная роспись

В этом виде батика роспись производится вообще без резервирующего состава. Он напоминает акварельную живопись «по сырому» и дает художнику большие возможности, хотя и требует большого мастерства.

Дополнительные эффекты в батике

Кроме основных видов, с которыми мы познакомились выше, существуют еще и дополнительные эффекты, способные придать неповторимость каждой работе.

Солевой эффект

Он основан на способности соли поглощать влагу. Если нанести несколько крупных кристаллов соли на только что наложенную и невысохшую краску, то соль станет притягивать воду, а вместе с ней и краску. После высыхания на месте кристаллов образуются красивые разводы, абстрактные узоры. Причем результат всегда будет разный – это зависит от многих факторов – размера кристалла, влажности ткани, насыщенности красителя.

Аэрография

Это способ нанесения на ткань узоров с помощью аэрографа (пульверизатора). В итоге можно получить плавные светотеневые переходы. При этом контур рисунка будет мягким и расплывчатым. Если на ткань положить какие-нибудь предметы, например кусочек кружева, листья растений или специально вырезанный трафарет, и окрасить аэрографом, то можно получить очень красивую композицию.

Набойка

Набойка выполняется с помощью штампов. Поверхность, на которой лежит ткань, должна быть ровной и не скользкой. Для этого можно накрыть стол старым байковым одеялом. Штамп опускают в приготовленную печатную краску, делают первый оттиск на бумаге, тем самым удаляя лишнюю краску, и плотно прижимают к ткани, на которой отпечатывается рисунок.

Инструменты и материалы

Для занятия батиком потребуются специальные инструменты и материалы.

Ткань

Для батика используют самые разнообразные ткани – все зависит от задумки художника. Лучшим, конечно, является натуральный шелк – крепдешин, атлас, туаль. Для горячего батика часто используют тонкий хлопок. Подойдут также и шерсть и тонкий лен. Можно работать и на синтетических тканях. Важно, чтобы краситель соответствовал типу ткани. Все ткани перед росписью проходят обработку – замачивание в воде, стирку и сушку. Это необходимо для того, чтобы удалить с ткани апперт – специальную заводскую пропитку, которая препятствует свободному растеканию краски по ткани.

Краски

Если не вдаваться в глубокие технологические подробности, то все красители можно разделить на две большие группы – на анилиновой и на акриловой основе. Они различаются по своим свойствам и способу закрепления.

Анилиновые дают более насыщенный, богатый цвет, хорошо растекаются по ткани, после закрепления не придают ткани жесткость. Хорошо подходят для росписи шарфов, палантинов, одежды. Они используются для натуральных тканей и требуют закрепления паровым способом.

Акриловые обладают меньшей растекаемостью и насыщенностью, при росписи дают микроскопическую пленку на поверхности ткани и делают ее жесткой. Цвет менее глубокий. Но они более удобны в закреплении (закрепляются проглаживанием утюгом) и подходят для любых видов ткани, в том числе и синтетических.

Для узелкового батика подойдут порошковые красители. Они разводятся по инструкции, и окрашивание производится путем погружения ткани в теплый или горячий раствор красителя.

Резервирующие составы

Резервирующие составы для холодного батика можно купить в любом магазине художественных товаров. Они бывают как бесцветные, так и разных цветов. Для горячего батика потребуется парафин, электрическая плитка и две емкости для водяной бани.

Кисти

Кисти нужны разные – мягкие беличьи или колонковые, для росписи анилиновыми красителями, жесткие щетинные (разного размера) для нанесения воска при горячем батике, синтетические - для акрилов.

Инструменты для нанесения резервов

Для холодного батика стеклянные трубочки или специальные тюбики со съемной насадкой. Для горячего - чантинг, кисти, специальный батик-штифт (электрический), различные печати и штампы.

Подрамник или рама

Для маленьких работ можно натянуть ткань на обыкновенные пяльцы. Для больших - потребуется деревянная рама или подрамник. Рамы бывают раздвижные и стационарные. Важно, чтобы рама была выполнена из мягкой породы дерева для удобства натягивания ткани и легкого вдавливания кнопок.

Еще понадобится много дополнительных вещей: кнопки и зажимы – для равномерного натяжения ткани на подрамник; копировальная бумага, калька и мягкий карандаш - для перенесения рисунка с эскиза на ткань; фен - для ускорения высыхания красок или придания необходимых эффектов; утюг - для закрепления готовой работы или выпаривания воска из ткани при горячем батике; соль - для создания красивых эффектов; прочные нити - для узелкового батика; ватные тампоны - для свободной росписи и удаления излишков краски с поверхности; палитра - для разведения красок; бак с плотной крышкой и старое одеяло - для закрепления паровым способом.

И еще, конечно же, хорошее настроение, потому что батик - это такая техника, где радость является составным компонентом.

Теперь вы знаете о батике все: и об инструментах, и о техниках, и о его видах. Осталось только запастись всем необходимым и попробовать самостоятельно создать полотно в этой технике.

Подготовила Елена Карпицкая

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии