«Почему так дорога ваша ручная работа?»

12 февраля 2019
Уважаемый наш покупатель, эта статья именно для вас, и особенно для тех, кто, пусть и редко, но все же задается таким вопросом: «Почему так дорога ручная работа?»

Творец, создатель, мастер. Когда человек творит, то сознанием своим он приближается к Богу. В умелых и старательных руках рождаются новые вещи, в которых живет частичка внутреннего мира создавшего их мастера.

Именно своей душевностью, оригинальностью привлекает нас ручная работа. Может быть, покупая понравившуюся нам работу, мы и задумываемся о процессе ее создания, муках творчества, испытываемых автором, но даже не подозреваем, какие сложности и трудности приходится преодолевать, чтобы порадовать взыскательного покупателя чем-нибудь необычным и оригинальным. А ведь ремесленники – люди творческие и для них очень важно, чтобы было поменьше преград и побольше простора для полета фантазии.

Порой покупателю, не лишенному творческой жилки, кажется, что ничего особенно сложного в работе ремесленника и нет: мол, подумаешь, я тоже так могу, просто времени свободного не хватает.

Да, время, именно время, бесценное для всех и каждого, ремесленник тратит на свои творения, в ущерб себе, общению с друзьями, а порой, и близкими людьми, в ущерб развлечениям и даже отдыху. Иногда из-за этого вокруг человека возникает атмосфера отчуждения и непонимания: «Как, ты не смотришь телевизор?!» - с недоверием спрашивают знакомые, «Хватает у тебя терпения возится с этой ерундой, вон, в магазине такую же купить можно!» - недоуменно пожимают плечами друзья и родственники. И где тут найти аргументы, что душа просит творить, а день без любимого дела, будто зря прожит?

А если ремесленничество – основной вид дохода? Поддержка близких людей, друзей ремесленнику просто необходима, ведь ни оплачиваемых отпусков, ни больничных, ни выходных государством для ремесленников не предусмотрено, все, на что он может рассчитывать – его собственные «золотые руки», да поддержка родных и единомышленников, таких же фанатов своего ремесла, как и он сам.

Ремесленнику, для того, чтобы быть успешным, мало только лишь хорошо владеть своим ремеслом, приходится еще разбираться в огромном количестве вещей, совсем не относящихся к творчеству: уметь пользоваться компьютером и интернетом, владеть навыками фотографии, иметь хотя бы базовые знания в области маркетинга, рекламы, быть неплохим психологом.

Приходится ремесленникам сталкиваться с неумолимыми законами рыночной экономики. Зачастую, имея только общие представления о маркетинге и рекламе, они пытаются методом проб и ошибок найти то, что будет пользоваться у покупателей спросом, пытаются как-то рекламировать свои работы. Печать визиток, буклетов – недешевое удовольствие, и реклама своих работ – тоже не бесплатна.

Фотографии своих изделий тоже не каждый ремесленник самостоятельно может хорошо сделать, здесь мало наличия фотокамеры под рукой, нужны еще навыки фотографии и обработки полученных фото. Хорошее, качественное фото – важная составляющая рекламы своих работ. А это - еще одна дополнительная статья расходов.

Не открою ничего нового, сказав, что ремесленники, как и все творческие люди, наделены чувством прекрасного, способностью увидеть, уловить нечто необычное в привычных, на первый взгляд, вещах, создать из неуловимых ощущений, собственных впечатлений и фантазий что-то вполне материальное. Но как порой бывает сложно и трудно найти наиболее подходящие, на взгляд мастера, материалы для воплощения идей. И блуждают они, как сказочные герои, в поисках пера Жар-птицы: кто по бескрайним просторам интернета, кто по городским магазинам и рынкам в надежде найти именно то, самое подходящее, от чего оживет работа, заиграет красками, и можно будет удовлетворенно произнести: «Да, именно таким мне это и представлялось!». А ведь процесс поиска отнимает время, которое могло быть потрачено на работу. Да и с трудностями приходится сталкиваться не вполне сказочными. Хорошо, если ремесленник живет в столице или в областном городе, где и магазинов много, и выбор материалов худо-бедно имеется. Насколько же сложнее приходится тем, кто творит в небольшом городке или деревне!

А что делать, если нужных материалов или инструментов невозможно найти на просторах родной страны? Интернет, как говорится, в помощь – и выбор есть, и цены радуют. Но нет, не все так радужно… «Видит око, да зуб неймет» – не дружит почему-то наша страна с иностранными платежными системами, а если удается правдами-неправдами заказать в интернет-магазинах что-нибудь подходящее – плата за пересылку тоже бьет по карману, и, конечно, все это сказывается на окончательной стоимости произведения.

Нередко мне доводилось наблюдать, как покупатели неоднозначно реагируют на цены работ, выставленных мастерами на продажу. Им, как говорится, даже при всем уважении к мастеру или его работе, не всегда понятна «кусающаяся» цена. И, узнав о цене, кто-то испуганно молча уходит, кто-то начинает возмущаться или торговаться, надеясь сбить цену. Незнание происхождения цены на авторское изделие породило мнение, что авторы попросту непомерно завышают стоимость своих работ.

В надежде изменить это мнение, попробую открыть несколько «секретов», которые влияют на образование цены.

Так почему же изделия ручной работы стоят дорого? Можно, конечно, возразить, что, мол, в других странах в разы дороже, но мы-то пока здесь живем, и в магазины отечественные ходим, и цены у нас свои – местные. Дело в том, что в отличие от массового отечественного или, тем более, китайского производителя, свои работы ремесленник «не ставит на поток». Все материалы, в лучшем случае, закупаются мелким оптом, а гораздо чаще – в обычных магазинах, где цена на них уже «накручена» в 3-4 раза. При желании же закупить материалы крупным оптом ремесленник с большой долей вероятности столкнется с отказом: не работают крупные оптовики с «простыми смертными», только с юридическими лицами или предпринимателями, к коим ремесленник не относится.

Есть свой «секрет» и у ярмарок. Помимо того, что ремесленнику приходится тратиться на дорогу и проживание, само участие в ярмарке – удовольствие не из дешевых. Платить приходится за все: взнос за участие в ярмарке и аренду квадратных метров торговой площади, за предоставляемую мебель, за освещение и рекламу. Для организаторов ярмарок это прибыль, а для ремесленника – ощутимые расходы, ведь он рискует собственными вложениями. И что может он ответить на возмущенный возглас покупателя: «Почему так дорого?!» Только улыбнуться и сказать: «Да, дорого, ведь это ручная работа!».

Еще один «секрет» ну очень уж высоких цен скрывается в салонах, магазинах, галереях, которые выставляют на продажу работы ремесленников. При взгляде на ценник у покупателя невольно проскальзывает мысль: «Ох, ну ничего себе, совсем зазнались, такие цены выставлять!» Неведомо обычному посетителю таких мест, что на работы, сдаваемые ремесленником, салоны-магазины делают наценку, которая порой доходит до 70% от цены, названной ремесленником. Их понять, конечно, можно: аренда и прочие расходы. А что делать ремесленнику? Ведь деньги ему выплатят только после продажи работы, которая из-за «кусачей» цены может простоять там и полгода, и год. Вот такое «капиталовложение» получается.

Но, не смотря на все эти трудности, ремесленники смогли сделать шаг к своей внутренней свободе, уйдя от обыденности и привычного всем нам распорядка жизни, не боясь делать то, чего требует их душа. И потому очень хочется, чтобы к ним и к их труду относились с пониманием и уважением.

Наталья Кузнецова, специально для remesla.by

Обсуждение статьи на форуме
Другие материалы в этой категории: « Понедельник с форумчанкой. Мария Сафонова